Известный факт, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи и интеллекта человека. Объясняется это тем, что зона мозга, отвечающая за движения рук очень близко расположена к зоне, отвечающей за речь. У пожилых людей функции мышления, памяти, речи напрямую зависят от мельчайших движений рук. Те, кто вяжет, вышивает или занимается мелкой ручной работой дольше сохраняют светлую голову.
Иногда подвижность и чувствительность пальцев ухудшаются вследствие болезни. В этом случае, тем более, необходимо тренировать мелкую моторику, разрабатывать мелкие суставы, возвращать ловкость рукам. Благодаря регулярным тренировкам мелкой моторики рук происходит интенсивное развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти и речи, происходит быстрое овладение утраченными ранее бытовыми навыками, а все движения становятся координированными.
Широкое распространение упражнения для пальцев рук получили при проведении реабилитационных мероприятий больных при таких заболеваниях, как инсульт, рассеянный склероз и клещевой энцефалит, после различных травм, а также для профилактики нарушения умственной деятельности при некоторых видах болезней.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в жизни человека, особенно это касается пожилых пациентов и людей с ограниченными возможностями. Для восстановления пожилых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями сердечно - сосудистой системы, а также после перенесенного инсульта используются упражнения, направленные на восстановление элементарных навыков по самообслуживанию.
Упражнения для рук (повторять 5 раз):
- Сжать пальцы в кулак, затем растопырить в разные стороны.
- Потереть ладони друг о друга круговыми движениями.
- Быстро растереть ладони друг о друга до ощущения тепла.
- Погладить колени.
- Поцарапать стол, как кошка.
- Пальцы сгибать и разгибать в малых суставах.
- Поворачивать ладони вверх-вниз.
- Положить ладони на стол, поднимать по 1 пальцу.
- Ладони на ребро, пальцы в колечки соединяем поочередно. Соединить большой и указательный пальцы рук, растопырить. Затем большой и средний, растопырить. Большой и безымянный, растопырить. Большой и мизинец, растопырить.
- Щелбаны. Выполнять всеми пальцами поочередно.
- Захватить стакан, сжать. Стакан передавать из руки в руку.
- Взять маленький шарик, покатать в ладонях.
- Взять большой мячик, покатать по столу. Следить, чтобы сгибалась и разгибалась кисть.
- Помассировать кончики пальцев сдавливающими движениями пальцев другой руки.
- Упражнение с бельевыми прищепками. Нужно сначала прицепить к чему-нибудь, а затем отцепить обычные бельевые прищепки. Попросите своего подопечного помочь вам, когда вы развешиваете влажное белье. Тогда упражнение вызовет больше энтузиазма, и принесет ощущение полезности.
- Намазать руки кремом и растирать крем до полного впитывания. Постараться втереть крем в запястья, пальцы и ногти. Упражнение особенно приветствуется женщинами, т.к. желание быть красивой, ухоженной присуще любому возрасту.
- Пальчиковые ванны. Набрать в емкость любую крупу или песок, запускать туда руки, перебирать пальцами. Можно спрятать в емкости мелкие предметы и попросить подопечного найти их среди крупы.
- Рассыпать по столу спички, монеты или пуговицы. Сложить их в коробок, копилку или банку.
- Полезно лепить из пластилина, глины, теста.
- Настольные игры. Пазлы, шашки, домино, карты тренируют и мелкую моторику, и мышление.
- Положить в мешок мелкие предметы разной фактуры, запустить руку внутрь. Не глядя, на ощупь определить, что находится в мешке.
В пасионате "Лотос" для развития мелкой моторики рук используются настолные игры и проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, рукоделию.
Материал подготовлен специалистами сектора психологической помощи АУСОН ТОИ и ДПО «Областной геронтологический центр»
http://www.stp-to.ru/trenirovka-melkoj-motoriki-ruk-u-pozhilyh-ljudej/